Материально-техническое обеспечение образовательной организации
Программно-методическое обеспечение педагогического процесса направлено на выполнение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, что связано с использованием дополнительных программ и технологий.
В детском саду создана предметно-развивающая среда в соответствии с ФГОС ДО, и санитарными нормами. Предметно - развивающая среда адекватна реализуемой в ДОО Программе, особенностям педагогического процесса и творческому характеру деятельности каждого ребенка.
Предметно-развивающая среда в детском саду выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникационную, социализирующую и другие функции. Она направлена на развитие инициативности, самостоятельности, творческих проявлений ребенка, имеет характер открытой незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Окружающий предметный мир пополняется, обновляется в соответствии с возрастными возможностями ребенка.
Среда детского сада обеспечивает:
• максимальную реализацию образовательного потенциала пространства детского сада (группы, участка);
• наличие материалов, оборудования и инвентаря для развития детей в разных видах детской деятельности;
• охрану и укрепление их здоровья, учет особенностей и коррекцию недостатков их развития;
• возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе младенческого, раннего и дошкольного возрастов) и взрослых со всей группой и в малых группах;
• двигательную активность детей, а также возможности для уединения;
• учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
• учет возрастных особенностей детей дошкольного возрастов.
В группах созданы условия для индивидуальных и коллективных игр, самостоятельной активности детей (музыкально-познавательной и исследовательской, проектной и интеллектуальной, театрализованной деятельности и др.). Это позволяет детям организовывать разные игры в соответствии со своими интересами и замыслами, а также найти удобное, комфортное и безопасное место в зависимости от своего эмоционального состояния. При этом обеспечивается доступность ко всему содержанию развивающей среды, предоставляется детям возможность самостоятельно менять среду своих игр и увлечений. Среда своевременно изменяется (обновляется) с учетом программы, усложняющегося уровня умений детей и их половых различий.
Педагогами организуются разные формы деятельности детей, как на территории дошкольного учреждения, так и в его помещении. На территории детского сада выделяют спортивную площадку для проведения физкультурных занятий на воздухе и групповые участки, на которых имеются песочницы, скамейки, столики, качели, горки и др. В здании и помещении располагаются: групповые ячейки - изолированные помещения, принадлежащие каждой детской группе. В состав групповой ячейки входят раздевальная (для приема детей и хранения верхней одежды); групповая (для проведения организованной образовательной деятельности, игр, занятий и приема пищи); спальня, туалетная и умывальная комнаты.
компьютеры- 10
ноутбук-7
принтеры (черно-белая печать) — 5
принтер цветная печать — 1
сканеры — 3
мультемедийный проектор — 2
телевизоры — 6
DVD проигрыватели — 6
музыкальный центр-1
проигрыватель «бумбокс» — 1
компьютерные колонки — 3
усилитель звука — 1
синтезатор — 1
беспроводные микрофоны — 4
ламинатор -1
брошюровочная машина -1
есть доступ к сети интернет
Оборудованные учебные кабинеты
В помещении детского сада есть дополнительные помещения для работы с детьми, предназначенные для поочередного использования всеми или несколькими детскими группами:
- музыкальный зал,
- физкультурный зал,
- кабинет учителя-логопеда,
- кабинет психолога
- студия изобразительного искусства,
- выставка детского творчества,
- мини музей,
- методический кабинет.
Объекты для проведения практических занятий
Образовательное пространство организуется с учетом обеспечения активной познавательной творческой деятельности детей в группах, развития их самостоятельности, инициативности, сохранения самоценности и неповторимости дошкольного детства. В каждой группе имеются центры, отражающие основные направления деятельности детского сада: физкультурно-оздоровительное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное. Деятельность в условиях обогащенной развивающей среды позволяет проявить ребенку пытливость, любознательность, познавать окружающее без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного. В условиях организованной развивающей среды ребенок реализует свое право на свободу выбора деятельности.
В качестве центров развития в групповых помещениях и на участках выступают:
• центр сюжетно-ролевых игр;
• центр ряжения (для театрализованных игр);
• книжный уголок;
• центр настольно-печатных игр;
• выставка (детского рисунка, детского творчества, изделий народных мастеров и т. д.);
• уголок природы (наблюдений за природой);
• двигательный центр;
• центр для игр с песком;
• уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей — конструктивной, изобразительной, музыкальной и др.;
• игровой центр с крупными мягкими конструкциями (блоки, домики, тоннели и пр.) для легкого изменения игрового пространства;
• игровой уголок (с игрушками, строительным материалом).
Библиотека
Библиотека в детском саду располагается в помещении методического кабинета. Весь книжный фонд МАДОУ можно условно разделен на три части и включает в себя:
- книги для воспитателя (методическая и справочная литература);
- репродукции картин, иллюстративный материал, дидактические пособия;
- книги для воспитанников: произведения, рекомендованные программой, по которой работает ДОУ, сборники сказок, малых фольклорных форм, познавательной литературы, произведения русских и зарубежных поэтов и писателей;
- книги совместного пользования.
Методическая литература размещена по разделам: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Игра», «Дошкольная педагогика», «Психология», «Справочная литература» (различные энциклопедии, справочники).
Значительное место отводится в методическом кабинете периодическим изданиям профессиональной направленности. Дошкольное образовательное учреждение ежегодно оформляет подписку на периодическую печать журналы: «Дошкольное воспитание», «Справочник старшего воспитателя», «Медицинское обслуживание и организация питания в ДОУ», «Нормативные документы образовательного учреждения», «Справочник музыкального руководителя», «Справочник педагога психолога. Детский сад.» «Справочник руководителя дошкольного учреждения» и др. В библиотеку детской художественной литературы входят, прежде всего, произведения, рекомендованные программой, по которой работает ФКДОУ. Кроме того, в этот раздел входят сборники сказок, малых фольклорных форм, познавательной литературы, произведения русских и зарубежных поэтов и писателей.
Объекты спорта
Физкультурный зал
зал оснащен спортивным стандартным и нестандартным оборудованием: спортивный комплекс, мячи, обручи, скакалки, ленты, гимнастические палки, мешочки для метания, гимнастические скамейки, дорожки для корригирующей гимнастики, мягкие модули. В музыкальном зале проводится непосредственно образовательная деятельность в области музыка и физическая культура, утренняя гимнастика, подгрупповые и индивидуальные занятия, праздники, досуги и развлечения.
Спортивная площадка на территории МАДОУ ДС №15
На территории детского сада оборудована спортивная площадка для проведения физкультурных занятий, спортивных игр и развития двигательной активности воспитанников. На групповых площадках размещено спортивное оборудование для проведения индивидуальной работы, закрепления двигательных умений и навыков, развития физических качеств.
Средства обучения и воспитания
Средства обучения— это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития. Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях. Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках НОД по освоению основной образовательной программы, но и при проведении режимных моментов.
Имеющиеся в ДОУ средства обучения:
- печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал и т.д.);
- электронные образовательные ресурсы (сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.);
- аудиовизуальные (слайды);
- наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
- демонстрационные(гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели демонстрационные), спортивное оборудование и т.п.).
Развивающая предметно - пространственная среда групп содержательно-насыщена, трансформируемая, полифункциональна, доступна и безопасна, отвечает санитарно-гигиеническим нормам, возрастным особенностям и потребностям детей. Обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Пространство группы организовано в виде хорошо разграниченных зон («центры», «уголки»), оснащенные большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям. Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей. Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. В групповой комнате созданы условия для самостоятельной двигательной активности детей.
Для познавательного развития в наличии имеется материалы трех типов (объекты для исследования в реальном действии, образно-символический материал и нормативно-знаковый материал (детские мини-лаборатории, головоломки-конструкторы); материалы для сенсорного развития (вкладыши — формы, объекты для сериации и т. п.). Данная группа материалов включает и природные объекты, в процессе действий с которыми дети могут познакомиться с их свойствами и научиться различным способам упорядочивания их (коллекции минералов, плодов и семян растений и т. д.). Группа образно-символического материала представлена специальными наглядными пособиями, репрезентирующими детям мир вещей и событий; математические мульти-разделители, цифры, магнитные демонстрационные плакаты для счѐта; центры опытно-экспериментальной деятельности, конструирования, дидактических и развивающих игр, книжный уголок.
Для социально-коммуникативного развития имеется игровое оборудование в группах и на участках, включающее предметы оперирования (для сюжетной игры), игрушки (персонажи и маркеры (знаки) игрового пространства); материал для игр с правилами (включающий материал для игр на физическое развитие, для игр на удачу (шансовых) и игр на умственное развитие); центры уединения и социально-эмоциональные уголки; кабинет психолога.
Для речевого развития: театрализованные, речевые и логопедические центры, центры для настольно-печатных игр, развивающего обучения.
Для физического развития в группах оборудованы двигательные центры с физкультурным инвентарем для самостоятельной двигательной деятельности детей.
Для художественно-эстетического развития есть центр творчества в группах, специальное оборудование (доска для рисования мелом и маркером, фланелеграф, магнитные планшеты, место для презентации детских работ в группах и помещениях детского сада; строительный материал, детали конструкторов, бумага разных цветов и фактуры, а также природные и бросовые материалы и др.); музыкальные инструменты, игрушки и атрибуты для различных видов театра; репродукции произведений изоискусства (в т.ч. декоративно-прикладного); носители с записями произведений музыкального искусства; художественная литература в соответствии с возрастом.
Условия питания обучающихся в учреждении
Необходимым условиемгармоничного роста, физическогои нервно-психического развития, устойчивости к действию инфекций и другихнеблагоприятных факторов внешней среды детей дошкольного возраста является рациональное питание. Кроме того, правильноорганизованное питание формирует у детей культурно-гигиенические навыки,полезные привычки, так называемое рациональное пищевое поведение,закладывает основы культуры питания.
Основным принципом организации питания дошкольников в детском саду служитмаксимальное разнообразие пищевых рационов. Только при включении вповседневные рационы всех основных групп продуктов — мяса, рыбы, молока имолочных продуктов, яиц, пищевых жиров, овощей и фруктов, сахара икондитерских изделий, хлеба, круп и др. можно обеспечить малышей всеминеобходимыми им пищевыми веществами.
При составлении рациона питанияв детском саду учитывается суточный расход энергииу ребенка: 1-3 года — 1540 ккал; 4-6 лет — 1970 ккал; 7 лет — до 2000 ккал. Учитываются и факторы, определяющие соответствие питанияпринципам здорового образа жизни и гигиены питания:
— состав продуктов питания;
— качество и количество;
— режим и организация.
В детском саду большое внимание уделяется контролю за питаниемдетей. В него включены практически все специалисты.
Обязанности каждогозакреплены в приказах и других нормативных актах. Медсестра детского сада также контролирует санитарное состояниепищеблока, соблюдение личной гигиены его работниками, доведение до пищи детей, постановку питания детей в группах.Медсестра также составляет меню и осуществляет контроль за соблюдением правил приготовления пищи. В её обязанности входит осуществление контроля за качеством доставляемых продуктов питания, их правильным хранением, соблюдением натуральных норм продуктов присоставлении меню-раскладок, качеством приготовления пищи, соответствии еёфизиологическим потребностям детей.Количество полученных продуктов ежедневно записывается внакопительную ведомость, где за 10 дней проводится подсчет полученныхпродуктов. За месяц подсчитывается накопительная ведомость и калорийность.
Перед раздачей пищи медсестра снимает пробу, в бракеражном журналеуказывает качество приготовления блюда, даёт разрешение на выдачу.Контроль за качеством получаемых продуктов, условиями их хранения и сроками реализации осуществляется ежедневно. Все продукты, поступающие вдетский сад,проверяются на соответствие требованиям государственныхстандартов. При получении скоропортящихся продуктов обязательнотребуются на них качественные удостоверения с указанием срока выработки, сорта или категории, срока реализации.
Для эффективной организации питания, в детском саду составленакартотека блюд, где указана раскладка, калорийность блюд, содержание белков и углеводов. Использование таких картотек позволяет подсчитать химическийсостав каждого блюда и при очередном составлении меню, с учетом этихотклонений, вносится необходимая коррекция. Таким образом, достигаетсянеобходимое содержание в меню детей полноценных продуктов и соответствиихимического состава рациона действующим нормам.
В детском саду организовано четырёх разовое питание с промежутками между отдельными приемами пищи 3,5 — 4 ч. При организации питания в дошкольном учреждении учитываетсяэнергетическая ценность пищи:
— завтрак— 25 %
— обед — 35%
— полдник — 15 %
— домашний ужин— 25 %
В первую половину дня в рацион ребёнкарекомендуется включать продукты, богатые белком и жиром, на ужин следуетдавать легкоусвояемые продукты овощи, фрукты, молочные, творожные,рыбные блюда. Основную часть суточного рациона дети получают именно в детском саду, поэтому при организации питания обеспечивается большая часть необходимых им пищевых веществ и энергии. Важным фактором в организации питания является точное соблюдениевремени каждого приема пищи.
Условия охраны здоровья обучающихся
Одной из основных задач детского сада является охрана жизни и здоровья детей.
Безопасности воспитанников в нашем МАДОУ уделяется особое внимание. Для обеспечения безопасности воспитанников в детском саду осуществляются следующие мероприятия:
• инструктажи педагогических работников по охране жизни и здоровья детей;
• обучение коллектива действиям в чрезвычайных ситуациях;
• учебные тренировки по эвакуации воспитанников и персонала;
• беседы с воспитанниками, посвященные безопасности жизнедеятельности детей, основам пожарной безопасности и правилам поведения детей на дороге.
Имеется всё необходимое оборудование для осуществления медицинской деятельности в ДОУ.
Медицинские работники ДОУ проводят:
→медицинские осмотры детей при поступлении в учреждения с целью выявления больных, в т.ч. на педикулез;
→систематическое наблюдение за состоянием здоровья воспитанников, особенно имеющих отклонения в состоянии здоровья;
→работу по организации профилактических осмотров воспитанников и проведение профилактических прививок;
→распределение детей на медицинские группы для занятий физическим воспитанием;
→сообщение в территориальные учреждения здравоохранения и центры госсанэпиднадзора о случае инфекционных и паразитарных заболеваний среди воспитанников и персонала учреждения в течение 2 часов после установления диагноза в установленном порядке;
→систематический контроль за санитарным состоянием и содержанием территории и всех помещений, соблюдением правил личной гигиены воспитанниками и персоналом;
→организацию и проведение санитарно-противоэпидемических мероприятий;
→работу по формированию здорового образа жизни с персоналом и детьми;
→медицинский контроль за организацией физического воспитания, состоянием и содержанием мест занятий физической культурой, наблюдение за правильным проведением мероприятий по физической культуре в зависимости от пола, возраста и состояния здоровья;
→контроль за пищеблоком и питанием детей;
→в целях профилактики контагиозных гельминтозов организуют и проводят необходимые меры по оздоровлению источников инвазии, предупреждению передачи возбудителя.
Одним из основных направлений в деятельности ДОУ является охрана жизни и укрепление здоровья детей. Перед медицинским и педагогическим коллективом стоит задача совершенствования оздоровительно-физкультурных мероприятий в системе работы ДОУ.
Медицинские сёстры:контролируют санитарно-гигиеническое состояние помещений, организуют медицинский контроль за физкультурно-оздоровительной работой и двигательной активностью детей в течение дня, определяют степень физической нагрузки, ведут журналы учета здоровья детей, контролируют организацию питания в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами (качество, калорийность пищи, выполнение натуральных норм продуктов), отслеживают заболеваемость детей, анализируют причины и осуществляют лечебно-профилактическую деятельность.
Один раз в год проводится углубленный медицинский осмотр детей. Учитывая данные углублённого медицинского осмотра, врачом делается заключение об общем состоянии ребёнка и составляется план дальнейшей лечебно-профилактической работы.
В ДОУ планируется и реализуется деятельность по предупреждению детского травматизма и охране безопасной жизнедеятельности дошкольников.
Кухонный и прачечный блоки:
Кухонный и прачечный блоки оборудованы в соответствии с требованиями СанПиН. Кухонный блок обеспечен необходимым оборудованием — холодильники, электроплиты, духовой шкаф, электрические мясорубки, протирочная машина и др. Все находится в рабочем состоянии. Санитарно-гигиенический режим пищеблока строго соблюдается.
Территория ДОУ
В ДОУ имеется спортивная площадка. На спортивной площадке размещены: полоса препятствий, спортивно-игровое оборудование для закрепления выполнения основных движений, стойки для волейбола. На участках групп имеется некоторое спортивное оборудование для поддержки двигательной активности в свободной деятельности.
На территории детского сада оборудована учебно-тренировочная площадка «Перекресток» для изучения правил безопасного дорожного движения, на которой дети могут не только познакомиться с правилами дорожного движения, но и смоделировать различные дорожные ситуации.
На территории ДОУ имеется 11 прогулочных участков, каждый из которых имеет зеленое ограждение, песочницу, спортивное оборудование, сюжетные игровые постройки для организации детской деятельности, соответствующие возрасту и росту воспитанников.
Типовое здание дошкольного учреждения соответствует требованиям СанПиН. Дошкольное учреждение оборудовано автоматической системой сигнализации о пожаре, системой противопожарного мониторинга, системой оповещения людей о пожаре, кнопкой тревожной сигнализации. Все помещения учреждения обеспечены первичными средствами пожаротушения. Въезд транспорта на территорию детского сада запрещен, за исключением автомашин, обеспечивающих жизнедеятельность учреждения. Постоянно поддерживается целостность ограждения территории.
Безопасность предметно-развивающей среды соответствует требованиям по обеспечению надѐжности и безопасности (в помещении отсутствуют опасные предметы (острые, бьющиеся, тяжѐлые), углы – закрыты; безопасность при организации пространства и использования оборудования для двигательной деятельности и т.д.).
Гендерный принцип среда обеспечивается материалами и игрушками как общими, так и специфичными для мальчиков и девочек.
Материалы, игрушки и оборудование имеют сертификат качества и отвечают педагогическим и эстетическим требованиям (способствуют развитию творчества, воображения; возможности применять игрушки как в индивидуальных, так и коллективных играх; обладают дидактическими свойствами (способствуют обучению конструированию, ознакомлению с цветом, формой и т. д.); и способствуют приобщению детей к миру искусства.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
В дошкольной образовательной организации имеется доступность к сети Интернет в кабинете заведующей, методкабинете, музыкальном и физкультурном зале.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся
В детском саду имеются обширная медиатека электронных образовательных ресурсов, включающая презентации, обучающие фильмы, мультфильмы, звуковые файлы (музыка и аудиокниги), видеофильмы для детей; методические видеофильмы для взрослых; компакт-диски с различными программами; электронные учебные пособия, литература для детей, педагогов, родителей – книги, периодика; сайт детского сада.